пятница, 2 марта 2012 г.

Питер Брейгель Старший - Триумф Смерти

     Когда в аду не останется места, мёртвые будут среди нас. Так говорил священник в фильме «Рассвет Мертвецов». Орды мертвых, сметая все на своем пути, рыча и воя, убивают все живое на планете, и никому не удается спастись. Ад приходит на Землю и окутывает ее смрадным черным дымом. И все это происходит под ужасную какофонию из криков боли и страха, взрывов, рева тысяч обезумевших толп, бывших некогда людьми. Есть множество  фильмов, в которых наглядно продемонстрированы ужасы конца света. И нам не нужно фантазировать на эту тему, чтобы это представить. 
     Когда же писалась картина, о которой я хочу вам сегодня поведать автор вряд ли мог взять какое-то музыкальное полотно для усиления восприятия своей картины. Тогда даже не могли и помыслить о тех возможностях, которые есть сегодня. Современная тяжелая музыка помогает расширить границы восприятия той или иной картины. То, что раньше было немым и представляло собой, какой-то замерзший пейзаж или момент действия (будь то убивающие друг друга воины или мучающие грешников черти), может предстать перед нами как грохочущая батальная сцена не хуже голливудских. 
     Эта картина называется «Триумф Смерти» Питера Брейгеля Старшего. Я уверен, что это название слышали все или большинство из нас. И многие даже видели саму картину. Но я надеюсь, что после прочитанного здесь вы слегка расширите свое представление о ней.
     Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) был основоположником целой династии художников. Его жизнь окутана тайной и все, что мы о нем знаем, было почерпнуто из каких-то редких документов (например, справка о принятии в  Гильдию живописцев, регистрация брака, сведения о его кончине и захоронении). Как полагается знаковой личности древности, точная дата его рождения не известна. Предположительно между 1525 и 1530 годами, а место его рождения называют город Бреда в современной нидерландской провинции Северный Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.
     Первоначально фамилия художника писалась как Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины как Bruegel.
     Он начал свою карьеру как график и в 1540 году попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, ни много ни мало, придворного художника императора Карла V. Там он проработал десять лет до кончины своего учителя. Позднее, в 1553, он женится на дочери покойного учителя. 
     На следующий год он был принят в Гильдию Живописцев, где начал работать на Иеронима Кока, который занимался печатью и продажей гравюр. По настоянию своего работодателя он следующие два года  находится в путешествии по Франции, Италии и Швейцарии, где был потрясен древней архитектурой. В 1563 году он вместе с семьей переселяется в Брюссель.
     Известно, что сохранилось около сорока пяти подлинников его картин (или тех, которые ему приписываются). Другие картины были утеряны. Больше тридцати картин из них посвящены природе, пейзажам, селам и их окрестностям. Его восхваляли за нежелание приукрашивать людей и окружающий мир. Он рисовал их, так как они есть. И как он их видит. А видел он саму суть.
     Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой против владычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: "Триумф смерти" "Падение мятежных ангелов", "Безумная Грета", "Битва израильтян с филистимлянами" (или "Самоубийство Саула").
     Есть версия, что он, уже находясь на смертном одре, приказал жене сжечь наиболее провокационные картины, чтобы защитить семью от нападок, преследований и гонений со стороны властей. Умер художник 5 сентября 1569 г. в Брюсселе и похоронен  в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне. Его дети, Ян и Питер, тоже стали художниками, но он не успел их ничему научить, так как они были еще маленькими.
     Картина «Триумф смерти» была создана в 1562 году и представляет собой панорамный пейзаж всеохватывающей буйства смерти. Это не просто картина. Ее нельзя охватить одним взглядом. На ней столько мельчайших подробностей и деталей, что их невозможно перечислить все. Первое, что бросается в глаза при первом взгляде на картину это  зарево горящих городов, черное от дыма небо, от дыма, которого, ветер сносит в сторону, и он расползается по всему небосводу словно огромная крышка гроба, закрывающаяся над миром.  Затонувшие корабли, армия скелетов, загоняющих панически бегущих от страха людей в огромную мышеловку с крестом на двери, торчащие высокие колья с мертвыми колесованными телами, над которыми кружатся птицы. И тревожно бьющий колокол, возвещающий о том, что пришел последний час жизни на земле. 
     Это очень мрачная картина. Каждая деталь ее пропитана смертью. Скелет аккуратно, перерезает горло путнику, оголодавшая собака, принюхивается к окоченевшему телу женщины, которая пыталась укрыть своего ребенка. Умирающий король, которому демонстрируются последние песчинки, падающие в часах его жизни на фоне бочек с бесполезными теперь золотыми и серебряными монетами за которые, сколько их не копи, не откупишься от смерти.
     Особенно интересен момент с загоном людей в мышеловку с крестом на дверях. И я объясню почему. В то время  в Нидерландах свирепствовала инквизиция, испанцы подавляли восстания огнем и мечем. Личности в белых одеяниях, показывающие, куда бежать спасающемуся от мертвых орд людскому потоку, на поверку оказываются теми же скелетами, но их разоблачение уже запоздало и тех, кто сорвал с них одеяния,  безжалостно закалывают. Это явный намек на, изданный в 1550 г., указ инквизиции о преследовании еретиков в Нидерландах. Перечень преступлений или деяний, которые инквизиция считала ересью, поистине был огромен. Практически все пункты начинались словом «Воспрещается» или производным от него. Например: «Воспрещаем, сверх того, всем мирянам открыто и тайно рассуждать и спорить о Святом Писании, особенно о вопросах сомнительных или необъяснимых, а также читать, учить и объяснять Писание, за исключением тех, кто основательно изучал богословие и имеет аттестат от университетов». Далее следовало предупреждение: «…в случае нарушения одного из этих пунктов виновные подвергаются наказанию как мятежники и нарушители общественного спокойствия и государственного порядка. Такие нарушители общественного спокойствия наказываются: мужчины — мечом, а женщины — зарытием заживо в землю, если не будут упорствовать в своих заблуждениях; если же упорствуют, то предаются огню; собственность их в обоих случаях конфискуется в пользу казны». 
     Брейгелю не надо было придумывать сюжет для своей картины. В то время «пляски смерти» были очень распространены во фресках, гравюрах и картинах. В основном это были какие-то серии сюжетов, где показывалось, что смерти безразлично кого забирать, будь то крестьянин или монарх,  еретик, ярый божественный воин или святой, шулер и игрок или парочка любовников. Брейгель, по сути, проанализировал их и соединил их всех вместе в одном масштабном полотне. В картине масса сцен связанных со смертью.  Скелеты у него не просто статистически нарисованы. У него нет ни одного одинакового скелета. Даже черепа, которые, по сути, одинаковы у него выглядят как-то по-особенному. Тут череп выглядит сосредоточенно злым, замахиваясь копьем на женщину, тут он мило улыбается, подыгрывая на скрипке любовнику, играющему на лютне, тут группа скелетов в белых одеяниях с одухотворенными черепами (хочется сказать лицами) смотрят на окружающее действо. Эти детали замечательно выполнены художником и свидетельствуют о его высочайшем мастерстве. 
     Считалось, что смерть это кара за грехи. Брейгель показал, что судить, выносить приговор и карать взялась инквизиция. Так он пытался донести до потомков то, что творилось в то время у него на родине. И испанские цензоры ничего не могли поделать со столь вопиющим проявлением неповиновения. Брейгель нарисовал разрешенный символический апокалипсис, конец света и пляску смерти. Как говорится, кто знает, тот поймет.
     Группы, которые попытались, с разным успехом, озвучить этот «Триумф Смерти», исполняют разную музыку. И, разумеется, к такой картине под таким названием особо пристрастились группы жанра дэт-метал. 
     Американцы Angelcorpse в 1996 году поместили на обложку своего альбома ‘Hammer of Gods‘ фрагмент картины на котором на переднем плане стоит большой крест, а за ним армада конных мертвецов и скелетов атакует нескладный пеший строй людей, в котором все перемешались. Там и крестьяне с рогатинами и вилами, и воины с алебардами и копьями. А еще дальше на этом фрагменте стоит такой же крест. Автор картины явно провел черту между этими крестами. Она как граница между живыми и мертвыми. Но «Молот Бога» не щадит никого и судьба последнего ополчения людей ясна. Она утонула в зубодробительном дэт-метале (сейчас это конечно олд-скул) группы Angelcorpse. Альбом слушается на ура и то, что ему уже 15 лет, а он до сих пор доставляет удовольствие, только прибавляет ему плюсов.
     Немцы Cadaver Disposal на обложку своего демо 2010 года ‘Signum Gloriae’ поместили практически всю картину и озвучили его немножко странным материалом. Эдакий дэт-метал старой школы, но с современным звучанием. В целом не плохо, а короткие треки как бы рассказывают разные фрагменты умерщвления людей на картине. Начинается демо с интересного интро в котором словно действо на картине на 24 секунды замерло. Остались движимы только глаза людей, словно им было дано за эти 24 секунды окинуть взором весь ужас происходящего, чтобы потом ударить по ним во втором треке с новой силой. Из-за короткой продолжительности демо (13:49) весь драматизм не удается ощутить в полной мере. Материал «проскакивает» в одно ухо, словно армия скелетов, «наводит шороху» в голове, и «выскакивает» из другого уха. Не успеваешь воспринять материал, только отдельные яркие моменты. К слову сказать, эта группа возникла из пепла группы Braindead и материал на демо это то, что не успели выпустить Braindead. Из чего выходит, что  изображенное на обложке явно намекает на смерть старой группы.
     Конечно, блэк-метал группы не могли пройти мимо этой картины. Я бы даже сказал, что это была бы очень большая глупость с их стороны. 
     Американцы Cult of Daath назвали свой альбом 2005 года ‘Slit Throats And Ritual Nights’ и поместили на его обложку фрагмент картины, на котором скелет перерезает горло путнику. Сам путник в белых одеждах (в саване мертвеца), его посох, сума и верхняя одежда разбросаны неподалеку. Также присутствует небольшой фрагмент павшего рыцаря, но он тут не важен. Важны только эта пара (скелет и путник) и музыка, с помощью которой Cult of Daath озвучили этот момент убийства. И название альбома это подчеркивает. Материал представляет собой отменный среднетемповый притрешованный блэк-метал. Без всяких заморочек с клавишами и изысками в игре на музыкальных инструментах. Но музыка настолько затягивает, что начинаешь отстукивать ногой такт во время ее прослушивания. А фраза «Drink The Blood From The Skull» в одноименном треке, к примеру, так и засела в голове, и я ее еще долго ходил, напевая ее себе под нос. Этот трек, на мой взгляд, выделяется на фоне других и стоит в авангарде альбома. Так и представляется фрагмент картины, описанный выше, на котором скелет на протяжении всего трека с хитрым злым «лицом» пилит ножом по горлу путника, напевая «Drink The Blood From The Skull».
     Их соседи, Gravewurm (блэк/трэш/дум/дэт-метал),  на альбоме 2010 года ‘Black Fire’ представили вполне приличный и насыщенный материал. Сырой звук, хриплый вокал, неспешные ритмы. Я бы даже сказал, что чувствуется влияние Venom и Celtic Frost. В общем олд-скул в чистом виде, невзирая на год выпуска. Особенно отмечу трек ‘’Path of Old Dominion‘’. Медленный, монолитный, мощный и напористый. Последние три трека на альбоме это концертные треки 2009 года в Финляндии. Ну, ребята. Такие треки обычно выкладывают в компиляшках или в довесок к демо, но не к полноформатнику. Это явно бутлеговский вариант, записанный в лучшем случае на диктофон. Хотя если вы фанат данной формации, то вам эти треки доставят удовольствие.
     Что касается обложки, то тема подобрана просто идеально. В ней делается упор именно на нужный фрагмент картины. С первых секунд первого трека сразу предстает перед глазами медленно бредущая полуживая кобыла, тянущая телегу, переполненную костями и черепами (трек “Path of Old Dominion” это усиливает до предела). Скелет, сидящий на телеге спереди, играет на колесной лире, а другой, сидящий на кобыле держит в одной руке песочные часы, а другой машет колокольчиком. Кобыла сама выбирает куда идти. Она опустила голову и особо не заботится, на что наступать и куда идти. Монотонность и безмятежность, но упорность и неотвратимость мне навеяла музыка Gravewurm на этом альбоме. Остальные персонажи на обложке как-то теряются и размываются.
     Бельгийская группа Huldrefolk охарактеризовывает свой стиль как «Medieval Trollish Pestkult» и полностью соответствует этому настрою, хотя по сути это блэк-метал. На альбоме 2009 года ‘Morbide Elite’  все пропитано духом средневековья, инквизиции, тайны, колдовства, грусти и сражений. Особенно хочу отметить трек “Wevenaar van Lijkenwaden”. Он просто бесподобен. Вообще материал на альбоме оставляет хорошее впечатление. Начиная от мелодичности и звука, и заканчивая продолжительностью и игрой на инструментах. Музыка выдержана, на мой взгляд, в немецком воинственном стиле, что очень даже хорошо.
     За обложку они взяли фрагмент, в котором, скрываясь за поставленными стоймя крышками гробов с нарисованными на них крестами, стоит многотысячная армия скелетов. Некоторые, стоящие в первом ряду, скелеты с интересом наблюдают как их «товарищи по оружию» ловят дворянок, а те хватаются от страха за головы и пронзительно вопят, забыв о своем положении и высокомерии. Вся обложка выполнена в черно-белом стиле и обрамлена в рамку, подчеркивающую конечность картины. Имеется в виду только этот момент и ничего больше из картины «Триумф Смерти».
     К слову сказать, заканчивается альбом семплом песни, которую мы слышали (конечно, в другом исполнении) на альбоме их соседей Enthroned  на альбоме ‘Tetra Karcist’.
     Тяжелее всего пришлось человеку в правом верхнем углу картины и с обложки следующей группы. Все умирают, как бы это сказать, в компании с другими людьми. А этот человек один стоит на коленях на холме с завязанными глазами. И держа в связанных руках распятие, молится, а скелет за его спиной держит его за волосы и замахивается мечом. Мольба не поможет, так как  аргентинцы Wolfdusk выпустили в 2009 году альбом  ‘Down of Christianity’. Дэт-метал старой школы с глухим звуком и жирным саундом, с вокалом, настолько хриплым и безжизненным, что  создается впечатление, что это, замахнувшийся мечом скелет, произносит «пламенную» погребальную речь. Особенно это чувствуется во втором треке “Lugnasadh”.  «Лугнасад» это древний ирландский языческий праздник начала осени. Соло в конце трека добивает человека своей удручающей мелодией, не давая ему никакого шанса ни на спасение, ни на быструю смерть. Этот трек просто отменно вписывается во фрагмент, который группа взяла на вооружение, а сам материал мог бы подойти для всей картины в целом.   Этот альбом я бы выделил из всех альбомов, которые использовали «Триумф Смерти» в качестве обложки как эталон.  Для меня эту группа стала своего рода открытием, так как я ее не слышал до этого альбома и она меня приятно удивила. А на мой вопрос о картине парни ответили – «Этим альбомом мы хотели показать, что христианство не всегда то, что говорит и чем является. Мы посчитали хорошей идеей использовать именно этот фрагмент картины»
     Групп, которые использовали «Триумф Смерти», очень много и их количество постоянно растет.  Что свидетельствует о большой степени уважения к картине и самому автору у музыкантов. По-настоящему нарисовать Ад может только тот, кто там побывал и видел все своими глазами. 


Андрей Paatddal Герасимов
Создано с помощью материала блога Archives Of Khazad-Dum 
Статья была издана в журнале DarkCity '65 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий