понедельник, 24 декабря 2012 г.

Поль Гюстав Доре - Иллюстрация к поэме «Потерянный Рай» Джона Мильтона


     Я уверен, что у 85 % групп в мире на обложке, хоть раз, да была использована гравюра этого гениального и бесподобного художника. И не только гравюры пользуются популярностью.  У него есть много цветных картин. И названия групп, поместивших на свои витрины его работы, отнюдь не скромные. Да что я все о музыке?! Его работы украшают книги, журналы, плакаты, сайты и тд. В моей коллекции находок это самый популярный автор. Больше ста десяти работ. Он опережает художника, идущим вторым, в два с половиной раза.
     И, разумеется, все о нем слышали и все знают о его работах, количество, которых просто огромно. И дело не только в том, что в его гравюрах (а история сегодня пойдет как раз о гравюре) изображаются Рай, Ад, черти, ангелы, Бог и Дьявол, а в том, как это преподнесено, как нарисовано и как прочувствовано. 
     Гюстав Доре (полное имя Поль Гюстав Доре) родился 6 января 1832 в Страсбург, Франция в семье Пьера-Луи-Христофора Доре, инженера и строителя мостов. Его отец очень увлекался чтением и имел большую библиотеку, в книгах которой юный Гюстав рассматривал рисунки и гравюры. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию. Рисовать он начал в четыре года, в пятилетнем возрасте он уже считался вундеркиндом, а в десять лет он выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
     В 1841 году вся семья перебирается в городок с названием Бур. Смена окружающего мира благотворно сказалась на молодом Гюставе, о чем он впоследствии напишет «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус». Через шесть лет, с матерью, они переезжают снова. На этот раз в Париж, где юное дарование определяют в лицей Шарлемань, Дающий ему отличное образование. Стоит так же упомянуть, что во время учебы у него появляются друзья, которые впоследствии становятся известными людьми.
     Гюстав знает цену себе и своему таланту и, не успев, как следует, обжиться на новом месте, идет к главному редактору журнала «Журналь пур рир» Филипону. Он демонстрирует ему серию рисунков о подвигах Геракла. Филипон принимает Гюстава в число сотрудников с окладом в 5000 франков в год. Позднее, в конце 1847, эту серию издают в виде альбома с названием «Подвиги Геркулеса». Обер, издатель, в предисловии к альбому написал:
«Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
     Представьте себе, какое это было события для пятнадцатилетнего паренька. А ведь действительно, его никто не обучал, он не посещал художественных лекций. Он по многу часов гулял по Лувру, рассматривая картины и старые гравюры, пытаясь перенять технику их рисовавших.
     Наступила февральская революция 1849 года. Доре почти каждый вечер на улицах Парижа, следя за движением масс и стычками, а посмотреть было на что, ведь какой француз не любит посидеть на баррикаде? Гюстав в это время рисует «Луи-Филипп - экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.
     Тогда же он становится самым молодым участником Салона, на котором выставляет свои серии рисунков «Новый Велизарий», «Союз - сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С Салоном у него складываются хорошие отношения, и он участвует в нем почти каждый год, демонстрируя свои работы, будь то гравюры, картины или скульптура.
     В 1852 году Доре прекращает отношения с журналом и посвящает себя полностью иллюстрациям. Он начинает с оформления не особо больших и известных изданий, но постепенно, нащупывая свой стиль, он все больше и больше «набирает обороты».
     Следующие года в жизни Доре очень плодотворны, и из самых знаменитых работ отмечу первую самостоятельную книгу «История Святой Руси»,  иллюстрации Байрона, «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Парижский зверинец,  «Озорные рассказы» Бальзака,  «Божественная комедия», иллюстрации к Библии, к сказкам Шарля Перро, приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту, к Ворону Эдгара По и Потерянному Раю Мильтона.
Я много видел картин и гравюр, на которых были изображены Рай и Ад, но только Доре смог ощутить самую суть этих мест. Есть много цветных ужасов и благоденствий, но карандаш Доре сшибает с ног своей реалистичностью. Если честно, то я воспринимаю его рисунки как истину. Почему-то, кажется, что если Рай и Ад существует, то выглядят они вот именно так.
     В 1860-ых авторов книг и издателей охватила повальная мания – все хотели, что бы в их книгах были иллюстрации Доре. По заверениям его друга, Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч. А это все деньги. Огромные деньги и огромный труд!
«Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро» - пишет живописец Бурделен -  «Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».
     Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике.
     В 1867году в Лондоне прошла выставка работ художника, которая принесла ему знакомства с английскими писателями и издателями. Ему предлагают сделать книгу о многогранности Лондона, но ее выход в 1872 году критики восприняли прохладно. После этого он выполняет цикл гравюр «Версаль и Париж» и об истории Испании. Он продолжал иллюстрировать книги до самой смерти.
     Умер Гюстав Доре от сердечного приступа в возрасте 51 года 23 января 1883, оставив после себя неисчислимое творческое наследие.
     Гравюра, о которой я хочу вам рассказать, была создана для эпической поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай», в которой белым стихом рассказывается об Адаме и Еве, их изгнания из Рай и войне Добра и Зла (как бы это пафосно сегодня не звучало). Мильтон развивает сюжет Библии, в которой Сатана играет огромную роль. Он подымает восстание против ангелов, науськивает Адама и Еву съесть запретный плод, его низвержение в Ад, дальнейшие планы и борьба и окончательное уничтожение в будущем, после пришествия Мессии. Впервые поэма была издана в десяти томах в 1667 году, а в переиздании 1674 года  томов стало 12.
     Сатана у Мильтона показан как Враг и Архивраг. Само имя Сатана взято от еврейского корня «satan». Первоначально это слово означало врага или противника вере людей. В Библии применяется такой же принцип. Только этот, своего рода, титул стал личным именем ангела, который возгордился и захотел быть равным Богу, за что был низвергнут на землю.   Туда же последовали и его последователи, превратившиеся в демонов. Мильтон же, берет эти оба понятия и смешивает их, преподнося Сатану не просто как гадкого шкодника и каверзника, а как гордого ангела в броне, предводителя огромной армии. Ангела, который даже после падения не сдается и верит в успех:
«…Да будет так!
   Он всемогущ, а мощь всегда права.
   Подальше от Него! Он выше нас
   Не разумом, но силой; в остальном
   Мы равные. Прощай, блаженный край!
   Привет тебе, зловещий мир! Привет,
   Геенна запредельная! Прими
   Хозяина, чей дух не устрашат
   Ни время, ни пространство. Он в себе
   Обрёл своё пространство и создать
   В себе из Рая – Ад и Рай из Ада
   Он может. Где б я ни был, все равно
   Собой останусь, – в этом не слабей
   Того, кто громом первенство снискал.
   Здесь мы свободны. Здесь не создал Он
   Завидный край; Он не изгонит нас
   Из этих мест. Здесь наша власть прочна,
   И мне сдаётся, даже в бездне власть -
   Достойная награда. Лучше быть
   Владыкой Ада, чем слугою Неба!…»
     А с учетом того, как описывается, Сатана до падения был блистательным и важнейшим Архангелом, командовавшим третью небесной рати и из числа, которых собрал себе сторонников, армия последователей у него была огромной. Отсюда и имя Люцифер (от латинского «светоносный» и греческого «Светоносец»), намекая на то, что он блистал среди ангелов как «утренняя звезда».
     Гравюра Доре описывает момент разбития войска мятежных ангелов во главе с Сатаной, описанной практически в самом начале первой книги:
«…Всемогущий Бог
   Разгневанный стремглав низверг строптивцев,
   Объятых пламенем, в бездонный мрак,
   На муки в адамантовых цепях
   И вечном, наказующем огне,
   За их вооружённый, дерзкий бунт...»
     И после такого видения этого момента, по-другому он уже не представляется. Доре прочувствовал всю суть и изобразил действо так, как будто он там присутствовал. Разумеется как нейтральное существо. Гравюра действительно поражает масштабностью, проработкой мельчайших деталей и правдоподобностью.
     Из разверзшихся небес на ангелов-бунтовщиков летят гром и молнии как гнев Божий, а между ними спускается воинство небесное. Темные ангелы стремительно падают вниз, словно подбитые птицы. А сверху раздается «С нами Бог!!!»
     Именно так называется последний (по счету, а не по факту) альбом австрийцев Kreuzweg Ost. Вышедший в январе этого года ‘Gott Mit Uns’ поразил меня до глубины души, хотя я раньше как-то прохладно относился к их творчеству. Два их альбома военной тематики совершенно меня не впечатлили, сколько я не пытался их слушать. Решение послушать новый альбом Kreuzweg Ost пришло внезапно и, видимо, сказалось долгое ожидание нового альбома Summoning.
     Михаэль Грегор, которого мы все знаем как личность по имени Silenius,  Оливер Штуммер и Рональд Альбрехт создали настоящий шедевр в жанре мартиал-индастриал, наполненный военными маршами, религиозными размышлениями, детскими молитвами, уносящим в небеса органом, залпами артиллерии, разящим свистом клинка и многим чего таким, что нет слов, чтобы описать.
     Если Доре нарисовал попытку вознестись на небеса, то Kreuzweg Ost озвучили этот момент.  Под их музыку становится ясно, что с другой обложкой альбом бы просто не был таким, каким он есть. Это будет подделка. С треком “Geh Mit Gott” (рус. “Идите с Богом”) можно идти в любое сражение, даже заведомо проигрышное. Под такой марш не страшно умирать, ведь наши имена войдут в историю, как не склонившие голову герои. Ведь не страшна смерть, а страшен позор отступления. Мы победим или умрем под тревожные и разжигающие огонь в сердце звуки трубы!
     Однозначно альбом года для меня и, надеюсь, вам он тоже понравится.
     Как только я стал слушать следующую группу, заготовленную для этой статьи, мне в голову сразу пришло видение огромной медленной мясорубки, которая едет на овальных колесах. Более точно описать музыку штатовской Cordectomy, я думаю, не получилось бы. Причем привиделось это во всей своей красе, и видение держалось на всем протяжении демо ‘The Decrypted Epoch’. Благо продолжалось это не долго. Чуть больше одиннадцати минут. Жуткий среднетемповый брутал дэт-метал с ревущим вокалом как бы намекает, что всех ангелов (и хороших и плохих) засунули в эту мясорубку и крутили, пока из дырок не полезла кровавая масса. Майк О`Хара, единственный участник этой группы, очень сознательно подошел к созданию обложки. Для такого стиля скорее бы подошли нарезки из фотографий патологоанатома или жутких смертей, но Майк решил, что это слишком банально и изобразил разгром ангелов-бунтовщиков.   И выглядит этот фрагмент гравюры как будто ангел с мечом и молнии за ним утрамбовывают ангелов снизу в эту самую мясорубку. Получилось очень даже достойно и выбивает группу из сонма подобных.
     Еще один представитель блэк-метала и опять one-man band. Немецкая группа Luror довольно уважаема в металлической среде и ничего кроме «трухи» от нее не ждут. И она оправдывает ожидания на 100%. С первых же секунд повеяло колким холодом и, чему я удивился, ностальгией. Словно опять пересушиваешь ранний Darkthrone и тому подобную интересную музыку. А ведь компиляция ‘Lucifer's Dawn / Triumphant: I Walk the Infernal Path, Forever!’ у Luror вышла в 2007 году. Ну, даже если принимать в расчет, что треки с компиляции взяты из сплита от 2002 с немцами Eternity и с EP 2003 года, музыка доставляет огромное удовольствие и добавляет плюсов к моему мнению, что, все-таки, германская школа блэк-метала лучшая в мире. Не смотря на год издания.
     На обложке от гравюры остался только ангел с мечом, а на месте падших ангелов расположен логотип группы, как бы сопоставляя себя с теми самыми взбунтовавшимися ангелами. Ну, раз вся идея блэк-метала это бунт, то это вполне логично.
     А греки Varathron, которые тоже «не лыком шиты» на музыкальной сцене, подарили нам в 2009 году альбом ‘Stygian Forces of Scorn’. После посредственного возвращения на ‘Crowsreign’ фанаты надеялись на лучшее, но в итоге многие остались не довольны скучными местами, модным звучанием, сходством с Rotting Christ и самое главное  - отсутствием блэк-метала как такового и «Варатроновского» духа и стиля. Я не отношусь к рядам фанатов этой группы и поэтому альбом оставил приятное впечатление. Может быть потому, что я не смотрел на альбом с точки зрения всей истории группы, а брал только этот определенный момент. Очень мелодичный греческий эммм… очень мелодичный греческий современный блэк метал. Вот как бы я обозвал то, что услышал. Но после нескольких прослушиваний вынужден был согласиться с фанатами – в конце все перемешивается в кашу и вспомнить нечего. Все-таки зря Varathron, вслед за Rotting Christ и Necromantia, решили пересмотреть свое положение на сцене. Потеряли массу старых слушателей, но, думаю, и приобрели немало новых.
     В противоположность Luror, греки на обложке замазали ангела с мечом и демонстрируют нам поверженных бунтовщиков, унося нас своими песнями в мрачные оккультные дебри, где может быть станет ясно, почему, все-таки, такая огромная сила умудрилась потерпеть поражение.   Смотря на обложку, прямо представляешь как толпы ангелов, после последующего удара, смешались и начали падать вниз.   Крылья и конечности ломались друг о друга, поверженные начали получать страшные раны от таких же, как они потому, что в этой свалке и давке любое копье или меч не смотрит куда впивается. А вообразите еще, какие там были при этом звуки. Да, на гравюре все изображено красиво, но глухо.  Представьте весь звон оружия, звуки труб, крики боли, гул войска и шелест крыльев, когда они начали падать вниз.
     Многие группы выбрали себе в качестве обложки эту гравюру (у меня их в заметке 25 штук, но, уверен, их в несколько раз больше), но я выбрал эти четыре группы, чтобы показать, что такие разные во всем формации смогли заставить смотреть на гравюру каждый раз по-разному. А это не так просто, ведь даже ленивый может прилепить картинку на обложку, не задумываясь о смысле этой картинки и о том, вяжется ли музыка с обложкой или нет. 
     Трудолюбие и талант Гюстава Доре не пропало даром и не навсегда осталось в истории. Столь его огромная популярность говорит о многом. Им будут восхищаться всегда, его работы будут востребованы, сколько бы времени не прошло, и каков бы прогресс не наступил. Потому, что это настоящее искусство. А настоящее искусство вечно.


Андрей "Paatddal" Герасимов.
Создано с помощью материала блога Archives Of Khazad-Dum
Статья была издана в журнале Dark City '70 2012



1 комментарий: